медицинские обучающие манекены тренажеры симуляторы

22.02.2017 Качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медиков. И эта квалификация требует постоянного совершенствования и непрерывного медобразования. Проблемам постоянного повышения образовательного уровня медиков было посвящено одно из секционных заседаний на XXI российском национальном конгрессе «Человек и лекарство».

Чему должен обучиться врач, к чему стремиться? «Уже сейчас ежегодно проходят до 50 новых клинических исследований инновационных препаратов, появляются новые клинические рекомендации и публикуется до 500 новых медицинских статей для врачей. По прогнозам, к 2020году медицина будет лечить генами, то есть нужны знания и навыки генной терапии. К 2035 году продолжительность жизни человека сможет вырасти до 120 лет. И среди других наук в промежутке с 2020г по 2035 гг. медицина будет доминировать», - сказал организатор конгресса, академик Александр Чучалин.

Во всем мире дополнительное медобразование управляется профессиональными медицинскими обществами, и обязательно сопровождается контролем, отметила заведующая кафедрой онкологии Российской Медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ (МАПО) Ирина Поддубная. В РФ профессиональные ассоциации пока задействованы плохо и недостаточно, в этой нише есть над чем работать, поскольку принципы пока не стыкуются с международными. За 4 месяца образовать специалиста по новой специальности невозможно. В непрерывном медицинском образовании предлагается теперь использовать такое понятие, как кредиты или баллы, а также часы образовательной активности, которые, повышая собственную квалификацию, должен набрать специалист. Обычно 1 кредит равен 1 баллу образовательной активности.

Пока что в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» есть понятие аккредитации специалистов, которое предусматривает процедуру сертификации врача, что дает возможность врачу расти и заниматься, возможно, и новой для него специальностью. В отличие от мировой практики в России она должна проводиться всего лишь не реже одного раз в 5 лет. А как должно вестись образование в постоянном режиме, кто его контролирует, пока только обсуждается. Професср Поддубная заметила, что минимальный срок освоения программы не может быть менее 16 часов, а профессиональная переподготовка не может быть менее 250 часов занятий.

С 2016 года должен произойти переход от сертификации врача к аккредитации, и весь процесс должен быть узаконен. Причем реализация образовательных программ может происходить независимо от форм получения образования, в том числе могут использоваться дистанционные образовательные технологии, к примеру, получение части образования через Интернет.

По данным ассоциации по качеству медицинской помощи, сегодня в Соединенных Штатах Америки каждая медорганизация должна отчитываться по 33 показателям качества и безопасности оказания медицинской помощи. В России такой системы пока нет, и если мы движемся к единым стандартам и признанию дипломов медиков, то без непрерывного образования не обойтись. Все стандарты, а также все квалификационные требования, их знания и навыки должны быть схожи с теми, какие требования предъявляются к соответствующим специалистам в развитых странах.

Проблемой остается послевузовская подготовка врачей первичного звена. В законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» сказано, что повышать квалификацию они должны не реже 1 раза в 5 лет, и иные механизмы непрерывного медобразования и контроля за знаниями не заложены. По словам Поддубной, в РФ есть несколько пилотных одногодичных образовательных проектов непрерывного образования для участковых терапевтов и педиатров.

Инструменты

Однако пока что никаких обязательств и возможностей для непрерывного медобразования для врачей «первички» нет, как нет и источников финансирования. По закону «Об основах охраны здоровья граждан РФ» есть обязательное послевузовское образование – интернатура для всех медиков, кроме врачей первичного звена, и есть дополнительное профессиональное образование в виде переподготовки и повышения квалификации, которая расчитана на 144 часа. Аккредитация проводится раз в 5 лет. Все остальное образование – только дополнительное. Специалисты МАПО предлагают его проходить по модульному принципу и принципу, и только потом допускать врача к аккредитации. В образовательную активность включено участие доктора в конференциях, семинарах, практическое обучение, в том числе и в дистанционном режиме с контрольными тестами.

Есть уже немало целевых дистанционных проектов для этих целей. Например, есть бесплатный сайт «Формула врача», который разработан совместно с Национальной медицинской палатой. Есть также медицинские тренажеры и симуляторы. В каждом модуле есть обучающая информация по определенной теме на один час. То есть специалисту можно выстроить персональное обучение на рабочем месте, либо дома. В модуле есть и обязательный контроль знаний.

Как вариант инструмента для образования студента, ординатора или врача на конгрессе «Человек и лекарство» был представлен проект UNIVARDIS, существующий с 2004г. и образовывающий в мире уже 2,4 млн врачей из 43 стран. На сайте проекта нет рекламы и форума, он бесплатен и размещает образовательную информацию, основанную на доказательствах, аудио – и видеоматериалы, практические задания и лекции, интерактивные задания и тесты для индивидуального образования на родном языке врача. Он также адаптирован для современных мобильных устройств. Академик Александр Чучалин стал одним из выпускающих редакторов проекта в России.


Возврат к списку

© Copyright 2014
Разработка сайта  — Разработка сайта - COWEB