Кому пропишут VR

Кому пропишут VR 28.12.2018
Здравоохранение — одна из наиболее перспективных сфер для внедрения технологий виртуальной реальности (VR). Запустив проекты для медицинского образования, разработчики рассчитывают войти и в клиническую практику.
Фото: Reuters

Виртуальные перспективы

В 2017 году объем рынка технологий виртуальной реальности (VR) в медицине, по оценке индийской исследовательской группы Markets and Markets, составил $769,2 млн. К 2023 году он должен увеличиться до $5 млрд при среднегодовом росте 36,6%. Основными драйверами должны стать распространение VR-оборудования в сфере здравоохранения, увеличивающиеся инвестиции и потребность в оптимизации стоимости услуг, говорится в исследовании Augmented and Virtual Reality in Healthcare market — Global Forecast to 2023.

К 2025 году использование VR и технологий дополненной реальности (AR) в медицине по объемам ($6,1 млрд) должно выйти на второе место на общем рынке программного обеспечения, сразу после игровой индустрии ($11,6 млрд), считают аналитики американской Goldman Sachs. Согласно прогнозу исследовательской группы, только объем рынка ПО для VR/AR в 2025 году составит $35 млрд.

По данным исследования Healthcare AR VR Market: Global Industry analysis 2013–2017 and Forecast 2018–2026 американской Persistence market research, наибольшую долю рынка займут приложения для обучения врачей и медперсонала. Второй наиболее перспективной по возможной степени эффективности сферой применения виртуальной и дополненной реальности является хирургия.

«С помощью VR обучают будущих медработников, а с недавнего времени и готовятся к сложным операциям», — говорит исполнительный директор компании VR concept Денис Захаркин. Виртуальная реальность, по его словам, уже применяется в реабилитации пациентов после инсульта, лечении посттравматических расстройств, фобий и стресса в сочетании с биологической обратной связью (БОС). Технология также используется для анализа трехмерных данных томографии, рентгенографии и других способов диагностики.

От пилотов к рынку

Российский рынок VR-медицины находится в зачаточном состоянии, отмечает генеральный директор компании «МедВиАр» Евгений Костюшов. Однако, по его словам, количество компаний, сфокусированных на разработках VR-продуктов для отрасли здравоохранения, растет: за последние три года число проектов выросло с 20 (в 2015 году) до более ста.

На рынке есть отдельные эксперименты, которые пока находятся на стадии проверки гипотезы, считает генеральный директор компании «Дженерал Ви Ар Ресеч» Анатолий Суздальцев. «В медицине обоснованно высокие требования к безопасности для пациента», — объясняет он. Поэтому в первую очередь VR-технологии могут быть реализованы там, где медицинское воздействие на пациента сравнительно безопасно — например, в области реабилитации.

Сегодня наиболее перспективные направления применения VR-технологий — это разработка медицинских симуляторов для обучения врачей, решения для пациентов после инсультов и травм. Сюда входят нейрореабилитация и психореабилитация — преодоление различных фобий, а также создание отвлекающего контента для проведения болезненных процедур.

Область применения

Использование виртуального шлема позволит справиться с болевыми ощущениями, например, при посещении стоматологического кабинета, уверен основатель и генеральный директор компании Fibrum Илья Флакс. «Погружаясь в виртуальную реальность, люди увлекаются новыми впечатлениями и забывают о боли, не видят инструментов и не испытывают дополнительного стресса перед лечебными манипуляциями. Шлем при этом совершенно не мешает работе врача. И пациенту хорошо, и врачу удобно», — говорит он.

Директор Института электронного медицинского образования (Москва) Наталья Серова видит перспективы использования VR в медицинской сфере прежде всего в обучении. «Виртуальная реальность приходит на смену стандартным, плоским картинкам на начальных этапах обучения, когда нужно изучить анатомию человека», — отмечает она.

Развитие такого способа использования виртуальной реальности, как, например, видео на 360 градусов, позволит благодаря использованию специального оборудования достигать эффекта полного погружения при обучении.

Большие возможности технологии на основе VR открывают в профориентации, считает Наталья Серова: отдельным дисциплинам в медицине уделяется мало внимания, а благодаря виртуальной реальности студенты уже могут присутствовать при проведении различных манипуляций, увидеть работу специалиста.

Институт электронного медицинского образования, по ее словам, работает над созданием учебного контента для использования в системах виртуальной реальности. «Нам всем предстоит еще отработать практику создания программ и видеофильмов, а дальше уже пробовать на практике, думать, как это встроить в учебный план», — отмечает Наталья Серова.

Участвуют в этом процессе и другие образовательные учреждения страны. Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ), в частности, разработал и выложил в свободный доступ образовательное приложение виртуальной реальности для хирургов Surgera VR — симулятор, созданный для обучения хирургическим навыкам в игровой форме. При этом разработка самарских врачей и инженеров максимально реалистична и позволяет студентам полностью погрузиться в процесс.

Surgera VR используют студенты кафедры оперативной хирургии с курсом инновационных технологий СамГМУ. Сейчас в программе одна операция — трахеостомия. В тестовом режиме реализована версия с обратной связью: операция выполняется на человеческом манекене с силиконовым фантомом в области трахеи.

Почти 3 тыс. пользователей уже скачали программу, что весьма неплохой результат для узкоспециализированного профессионального инструмента.

«МедВиАр» занимается разработкой программного обеспечения для медицинской виртуальной реальности. В разработке три продукта для симуляционной медицины, говорит Евгений Костюшов: «Мы разрабатываем технологии, созданные для приобретения практических медицинских навыков. В их основе лежит эффект тактильных ощущений и полного погружения в условия профессиональной врачебной деятельности».

Препятствия для внедрения

Для массового внедрения недостаточно готовых решений, которые можно было начать применять «из коробки», замечает Денис Захаркин.

Распространению технологии будет способствовать и снижение ее стоимости. Пока цена — еще один сдерживающий фактор для широкого использования VR/AR в медицине. По словам Евгения Костюшова, если любительский VR-шлем можно купить за $250–500, то стоимость профессионального оборудования с более высоким разрешением составляет $2500–3500. Одними шлемами оборудование для серьезного проекта не ограничивается.

Кроме того, несмотря на появление новых видов оборудования, одну проблему, выявившуюся еще в первых моделях, пока решить не удалось — погружение в виртуальную реальность у некоторых пациентов или студентов вызывает укачивание и тошноту. Эту проблему, считает Евгений Костюшов, удастся преодолеть в течение двух—четырех лет.

Еще одна проблема на пути широкого распространения технологий виртуальной и дополненной реальности — консерватизм врачей, считает Денис Захаркин: «Цикл обучения медицинских работников очень долгий, и без практики в реальных условиях пока невозможно обучить хорошего врача. Из-за этого массовое применение VR распространяется медленно». Широкое применение и в лечебной практике, прогнозируют специалисты, VR получит, когда на смену нынешнему поколению врачей придет новое, уже привыкшее к использованию новых технологий в мединституте.

Автор: Владимир Паньков.

Возврат к списку

© Copyright 2014