Повысить уровень обучения врачей

11.06.2017

Одним из инструментов достижения этой цели должны стать симуляционные центры при медицинских вузах и средних учебных заведениях, до 2020 года их должно быть создано 80. Симуляционное обучение позволяет сократить время и повысить эффективность подготовки специалистов.

Уже сегодня такие центры начали работать в разных регионах страны. Недавно первый центр для подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала открылся в столице. На роботах-симуляторах будут обучать медицинских сестер не только сложным манипуляциям, например кормлению больных через зонд, катетеризации мочевого пузыря, всех видов инъекций, но и процедурам ухода за взрослыми пациентами и детьми. Роботы полностью имитируют поведение пациентов - отвечают на вопросы медсестры, реагируют на ее действия. Роботу-женщине, к которой медсестра обращалась по имени-отчеству, например, вводился желудочный зонд. "Анна Ивановна" отвечала на вопросы, кашляла и даже вздрагивала, как живая. А на роботе-младенце патронажная сестра показала "родителям" новорожденного правильные приемы ухода за ним. Робот-малыш при этом вел себя как живой - плакал, общался с медсестрой и "мамой".

Схема обучения основана на принципе "делай как я". Преподаватель сначала демонстрирует медсестрам правильное выполнение манипуляций, после чего обучаемые повторяют их под видеозапись. Затем проводится полный разбор действий каждой сестры с обсуждением ошибок. Так закрепляется правильный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации. "Мы уверены, что такая подготовка позволяет не только повышать профессиональный уровень, но и обеспечивать безопасность пациентов, - говорит директор Высшей медицинской школы компании "Инвитро" Виталина Левашова. - По зарубежным данным, правильная и полная подготовка среднего медперсонала снижает внутрибольничную смертность на 10%".

Сестринские симуляционные центры уже работают в медучилищах Томска, Ульяновской области, отделения для подготовки медсестер есть и во многих центрах при вузах. Набор роботов для подготовки врачей значительно разнообразнее, сами они гораздо сложнее и позволяют формировать навыки диагностики и лечения - у них может изменяться ритм сердцебиения, они способны "разговаривать" с обучаемыми, рассказывая о своих ощущениях и переживаниях, имитировать реакции на воздействие и т.д. Управляет роботами с помощью специального пульта оператор, который действует синхронно с преподавателем.

Так, многопрофильный симуляционный коучинг-центр Первого МГМУ им. Сеченова служит для отработки врачебных практических навыков как самостоятельно, так и в группе. По сути, многопрофильную больницу на тысячу коек здесь "уместили" в 27 залов. Конечно, в центре нет административных помещений, столовой и прачечной, зато есть приемное отделение, операционные, реанимация и даже "место ДТП" и симулятор автомобиля "скорой помощи". В рамках заданного сценария можно отработать и довести до автоматизма действия всей цепочки специалистов. Степень реалистичности такова, что на "месте происшествия" может имитироваться дым, звуки сирены и крики пострадавших, а любое врачебное воздействие может иметь как положительный, так и негативный результат. В этом случае специальная программа-симулятор остановится и предложит повторить попытку. В симуляционных центрах любые врачебные и сестринские манипуляции - будь то родовспоможение, педиатрия, кардиология или реанимация - производятся на реалистичных манекенах-роботах и настоящими инструментами. При необходимости в полной мере используется 3D-визуализация. Студент отрабатывает ориентацию в виртуальном пространстве, "ставит руку", а преподаватель контролирует, тестирует и направляет правильность действий. В такой виртуальной операционной можно готовить хирургов, травматологов, гинекологов, урологов и специалистов любых других профилей. Подготовка практически означает самостоятельный допуск к больному.

Симуляционные центры открываются и в региональных медвузах. Один из крупнейших создан в Башкирском государственном медуниверситете. "Ежегодно здесь будут обучаться около полутора тысяч медиков, - заявил на его открытии ректор БГМУ Валентин Павлов. - Помимо подготовки студентов в центре смогут повышать свой профессиональный уровень врачи-интерны, клинические ординаторы, акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи и неонатологи".

Оборудование и программное обеспечение симуляторов подбирается под учебные задачи. Так, есть роботы-манекены взрослых людей, младенцев, детей 7-10 лет, подростков, а также муляжи отдельных органов, конечностей, головы и т.д. для отработки навыков диагностики и манипуляций. Самые сложные манипуляторы позволяют проводить виртуальные диагностические и лечебные воздействия, эндоскопические и "большие" операции. "Сегодня в России доступны все виды медицинских симуляторов, - рассказал "РГБ" представитель компании "Рипл" Дмитрий Марунов. - Конфигурация центра может быть любой: от минимальной - для подготовки среднего медперсонала стоимостью 10 млн руб. и до самой сложной - для подготовки и переподготовки по любым врачебным специальностям".


Возврат к списку

© Copyright 2014